ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 34RS0002-01-2024-012035-26 |
Дата поступления | 29.11.2024 |
Категория дела | О взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (гл. 32 КАС РФ) → О взыскании налогов и сборов |
Судья | Резников Евгений Владимирович |
Дата рассмотрения | 22.01.2025 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 29.11.2024 | 14:35 | 30.11.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 29.11.2024 | 16:23 | 30.11.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 03.12.2024 | 12:20 | Административное исковое заявление принято к производству | 04.12.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 03.12.2024 | 12:21 | 04.12.2024 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 03.12.2024 | 12:21 | 04.12.2024 | ||||||
Судебное заседание | 18.12.2024 | 15:00 | 16 | Отложено | удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств | 04.12.2024 | |||
Судебное заседание | 22.01.2025 | 11:00 | 16 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 19.12.2024 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 22.01.2025 | 11:20 | 24.01.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 03.02.2025 | 15:00 | 04.02.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | ИФНС России по Дзержинского района гор. Волгогррада | 3443077223 | 1043400306223 | ||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Фёдорова Виктория Юрьевна |
34RS0002-01-2024-012035-26 Дело № 2а-391/2025
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2025 г. г.Волгоград
Дзержинский районный суд г.Волгограда в составе:
председательствующего судьи Резникова Е.В.
при секретаре судебного заседания Суздальцевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда к Федоровой Виктории Юрьевне о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда обратилась в суд с требованиями к Федоровой В.Ю. о взыскании пени, указав, что ответчик состоит на налоговом учете в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда. За ответчиком числится задолженность по пени 15 092,60 рублей. Просит взыскать указанную задолженность.
В судебное заседание представитель ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда, Федорова В.Ю. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Исследовав письменные материала дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Однако в ряде случаев (при уплате, в том числе, земельного налога налогоплательщиком - физическим лицом) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.
В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).
В судебном заседании установлено, что Федорова В.Ю. состоит на налоговом учете в ИНФС по Дзержинскому району г.Волгограда.
В адрес административного ответчика ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда была направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого у Федоровой В.Ю. имеется задолженность по пени.
Относительно взыскания пени суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 1 января 2023 г. на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 г. сведений о суммах неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов.
В силу пункта 1 части 2 статьи 4 указанного закона в суммы неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, не включаются суммы недоимок, в частности по налогам, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. истек срок их взыскания.
Исходя из вышеприведённых положений закона в их взаимосвязи с нормами Налогового кодекса Российской Федерации, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, включение налоговым органом находящейся на едином налоговом счёте Федоровой В.Ю. задолженности по пеням в сальдо единого налогового счета административного ответчика в отсутствие документов, подтверждающих взыскание с налогоплательщика задолженности по налогам за период, на который были начислены эти пени, являлось неправомерным.
Направление налогоплательщику требований об уплате этих налогов и сборов, а также формирования заявления о вынесении судебного приказа не являются мерами принудительного взыскания задолженности, к которым относятся судебные акты (до ДД.ММ.ГГГГ).
Доказательств того обстоятельства, что недоимка ранее взыскивалась в установленном законом порядке, налоговым органом приняты меры по её принудительному взысканию, административным ответчиком не представлено, поэтому начисление административному ответчику пени на недоимку, взыскание которой утрачено, в отсутствие судебного акта о взыскании такой недоимки являлось невозможным.
При таких данных в удовлетворении требований иска о взыскании пени следует отказать, поскольку административный ответчик не доказал правомерность её возникновения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда к Федоровой Виктории Юрьевне о взыскании пени – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Дзержинский районный суд г.Волгограда в Волгоградском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 22 января 2025 года.
Судья Е.В. Резников
